История
Обвинской росписи
|
Обвинская роспись долгое время была не известна специалистам. Ей украшали крестьяне из Обвинского поречья прялки, бондарную посуду, игрушки, конную упряжь. Лишь благодаря экспедициям НИИ художественных промыслов под руководством искусствоведа В.А.Барадулина она получила известность. Совсем недавно стали известны имена мастеров Обвинских прялок: Павла Деменева и Андрея Теплоухова. Более 140 изделий с Обвинской росписью хранятся в Ильинском краеведческом музее. Это наиболее полная и интересная коллекция промысла. Самая ранняя прялка в музее датирована 1848 годом. В ранних памятниках Обвинской росписи прослеживается её многогранные связи с искусством русского Севера. О близости к северной традиции, прежде всего говорит живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Пробелы (разработка белилами), накладываемые поверх подмалёвок, придавали им формы листьев, цветов или ягод, мотивы приобретали некоторую объёмность. Почти во всех Обвинских прялках встречается восьмилепестковый цветок, похожий на звезду или на два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга. Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо по сторонам центрального цветка. Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с желтым, синий с белым и т.д. Звезду нередко отделяет от основной росписи ряд точек или кружков, что заставляет отнестись к ней с особым вниманием. Идея цветущего дерева – древа жизни, древа – символа райских садов известна в народном искусстве. Эта идея дала жизнь многочисленным крестьянским росписям 19 века. В Обвинской росписи она выступала в своеобразной форме, которую можно считать местным проявлением всеобщей традиции. С изменением художественного вкуса крестьянства преображалась и Обвинская роспись. В последние годы на основе традиционной росписи идёт её возрождение, применяются новые приёмы росписи. Вещь для росписи грунтуют столярным клеем и расписывают гуашевыми красками, затем закрепляют лаком. Литература по истории Обвинской росписи: В.А.Барадулин «Народная роспись по дереву» «Обвинская роза» «Сельскому учителю о народных промыслах» «Русские росписи Прикамья» О.И.Кутьев «Знак Перуна»
|